Выставка картин Сальвадора Дали “Магическое искусство” в Манеже

Фотография с выставки Сальвадора Дали
Обновлено:

С 28 января по 17 марта этого года состоялась выставка Сальвадор Дали "Магическое искусство” в выставочном зале “Манеж". Выставка должна была работать до 25 марта, но в связи со сложившейся обстановкой с коронавирусом, устроители вынуждены были закрыть ее досрочно. Люди, успевшие побывать на выставке, получили массу впечатлений. Мы с подругой оказались в их числе, посетив выставку буквально за неделю до ее закрытия.

Я не эксперт в сфере живописи, я дилетант. Я вижу, то что вижу. Вот о том, что я увидела и какое впечатление на меня это произвело я и расскажу в своей статье. Заранее прошу прощения если моё мнение не будет совпадать с вашим.

Мы сумели избежать длинных очередей на холоде, был будний день, и наверное основной поток желающих приобщиться к искусству пришелся на февраль месяц. Даже билеты покупали в кассе по приходу, так как ехать решили спонтанно.

Билеты недорогие - 600 рублей в будни и 750 в выходные дни. Есть и льготные - 300-350 рублей. Нам повезло, посетителей было не так много, чтобы они мешали друг другу в кассе или гардеробе. Даже в кафе на первом этаже были свободные столики.

Первое впечатление - это пространство перед выставкой, оформленное в красных тонах с портретами и автографами Сальвадора Дали. Перед входом в зал стоит инсталляция с цветами и бабочками, в которой можно разглядеть портрет самого художника.

Выставка расположилась в шести залах, каждый зал был отдан под определенный период творчества художника - импрессионизм, кубизм, сюрреализм. Представлено 180 произведений. В залах темно, каждая картина подсвечивалась отдельно. Создавалось впечатление действительно чего-то нереалистичного, мистического.

При входе и переходах в залы на стенах можно было прочитать о жизни, творческих периодах, друзьях и родных Сальвадора Дали. Что я знала о художнике? Можно сказать ничего. Общие знания, которые давали лишь поверхностное понимание его творчества. Картины Дали видела только в репродукциях. Здесь же представилась возможность окунуться в его нереальное творчество.

В залах царит особая атмосфера. Люди разговаривают шепотом, обсуждая картины и разглядывая их с разных ракурсов. А их действительно надо рассматривать иногда не прямо, а отходя то в одну, то другую сторону, пытаясь понять что это. Например картина "Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра" (это такое длинное название). Я вокруг нее ходила кругами, и вы знаете, впечатлила. Непонятно, но интересно. Нашла и китайцев и Ленина и тигра.

Народ в зале разный, от студентов до пенсионеров. Некоторые с умным видом объясняют что-то своим спутникам, значит в теме, и пришли не просто поглазеть, а насладиться выставленными шедеврами. А у некоторых, наоборот, лица какие-то ошарашенные, недоумевающие, пытаются сопоставить название картины с тем, что на ней изображено. Про свое выражение лица молчу, так как тоже испытывала непонятные чувства - от восторга до полного изумления, как будто сама попала в какой-то сюр. Взрыв мозга просто.

Слева “Fundaci Gala-Salvador Dal, Figueres”, справа “Максимальная скорость Мадонны Рафаэля”.

Были и картины со стереоскопическим эффектом. Надо было заглянуть в окошко, чтобы насладиться этим эффектом, но мне больше понравилось смотреть их на стене. Впечатлила "Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гале зарю, совершенно обнаженную, - там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца. Посвящается Клоду Лоррену. Стереоскопическое произведение".

Гала и Дали - это вообще отдельная тема. Она была для него и женой, и подругой и музой. Старше на 10 лет, русская по происхождению - Елена Дьяконова. “Гала - пчелка, мед моей жизни” - цитату взяла из его книги «50 секретов магического мастерства».

Много картин с ее изображением. Он часто подписывал свои и ее имена внизу своих картин, отражая силу их партнерства. Гала регулярно была моделью для своего мужа, позируя для картин. Они вместе иногда участвовали в выставках, а также Гала руководила деловой стороной творческой карьеры Дали, ведя все финансовые операции, связанные с продажей его работ.

Слева фотография Галы и Дали. Справа картина "Декольте моей жены, одетое, опережающее свет на полной скорости.Портрет Галы с носорожьими признаками"

«Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, предварительно отраженными шестью реальными зеркалами. Стереоскопическое произведение».

В одном из залов расположены эскизы декораций.

Это “Безумный Тристан”.

А вот и главный экспонат выставки "Мягкий автопортрет с жареным беконом".

Картина огорожена, рядом стоит охранник. В России выставляется впервые. Лицо без костей на подпорках и рядом кусочек жареного бекона. Картина была написана в 1941 году после переезда в Америку. Этим портретом художник говорит о своем творческом перерождении.

«Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него. Так змея избавляется от своей старой кожи — моя старая кожа в таком случае бесформенная и революционная послевоенная жизнь. Эти строки — конвульсии, которые позволят мне отбросить в забвенье последние куски прошлого, еще приставшие ко мне. Новая кожа и новая земля! Земля свободы, столь возможной, земля Америки, предпочитаемая, потому что она молода и не затронута даже тенью драмы… Речь идет не о косметической хирургии или увечье, но о возрождении. Я не отрекаюсь ни от чего. Я продолжаюсь». 

Сальвадор Дали

Есть и автопортрет в стиле кубизма, который Дали написал, восхищаясь полотнами Пабло Пикассо.

Все этапы творческого пути художника представлены на выставке. Один зал с акварельными иллюстрациями Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте. Еще в одном расположены иллюстрации Дали к книге «50 секретов магического мастерства». Атомное упражнение: контур спирали, выполненный с закрытыми глазами". Иллюстрация к книге "50 секретов магического мастерства.

А это скриншот страницы из книги с рисунком этой самой спирали из книги «50 секретов магического мастерства».

То, что Дали еще и писал книги, для меня стало новостью, я не знала этого ранее. Позже в интернете я нашла еще по крайней мере 4 его книги: “Дневник одного гения”, “Триумфальные скандалы”, “Моя тайная жизнь”, “Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим”. Обязательно надо почитать. Пока прочитала только «50 секретов магического мастерства».

Это некое пособие для юных художников, а может и не только юных, с элементами мистики и аллегории. Здесь он раскрывает секреты своего мастерства, вплоть до смешивания красок. Ну и конечно прошелся по знаменитым художникам. Одних он считает гениями, других разоблачает как бездарностей.

Хочется сказать про фильмы, демонстрируемые в кинозалах. В одном шел фильм «Тайная жизнь Порт-Льигата», но на него мы не смогли попасть, сеанс уже начался, а с середины смотреть не хотелось. Во втором зале было 2 экрана и показывали одновременно немой фильм Сальвадора Дали и Луиса Бульнюэ “Андалузский пес” и мультфильм “Destino”, созданный совместно с Уолтом Диснеем.

Смотреть было не очень удобно, вертя головой по сторонам. Поэтому я решила позже посмотреть в интернете. Посмотрела. Фильм “Андалузский пес” на меня произвел неприятное впечатление - глаз который разрезают, отрубленная рука на земле, женщина, мечущаяся от страха, муравьи, которые в творчестве Дали всегда символизировали смерть.

Наверное надо быть немного сумасшедшим чтобы понять. Кстати Дали таким многие и считали, когда он писал свои сюрреалистические картины. Но сам он о себе был другого мнения.

Мультфильм “Destino”, наоборот, оставил ощущение волшебства, какой-то легкости и воздушности, несмотря на трагический конец (девушка так и не смогла встретиться со своим возлюбленным). Кстати, мультфильм Сальвадор Дали и Уолт Дисней не закончили, причины выдвигались разные, от финансовых трудностей до расхождений во взглядах.

Фильм был заброшен на 50 лет. Племянник Уолта Диснея - Рей Дисней, собрав команду аниматоров и художников, закончил творение двух великих мастеров. “Дестино” (в переводе с итальянского “Судьба”), получил Гран-при Мельбурнского кинофестиваля и был номинирован на премию «Оскар».

Выставка большая, сложно обойти все залы и не устать. Для отдыха мы отправились в лаунж-зону с диванами, инсталляциями. На стенах размещены цитаты и высказывания самого художника.

Возле необычных инсталляций делали селфи. Рояль на женских ножках с фонтаном внутри и женщина с парусами выглядели тоже мистически и сюрреалистично.

Выставка произвела неоднозначное впечатление. Невозможно описать все 180 работ выставленных на экспозиции, как невозможно описать состояние и ощущения после посещения выставки. Я понимала, что я “многого не понимала”. Не хватало именно профессиональных знаний, чтобы до конца проникнуться. Но это точно не зря потерянное время.

Хочется сказать спасибо организаторам выставки. Культурно-исторический фонд «Связь времён» и Музей Фаберже с Департаментом культуры города Москвы, Фондом «Гала-Сальвадор Дали» в Фигерасе и Мадридский Национальный музей «Центр искусств королевы Софии» приложили много усилий для этого мероприятия.

Если вам понравилась статья, пишите комментарии и подписывайтесь на следующие.

С вами была я, Эмилия Галимьянова.

2 комментария

Аватар комментатора Юлиана Автор: Юлиана

Очень интересная статья,обязательно перечитаю биографию гения)

Аватар комментатора Эмилия Галимьянова Автор: Эмилия Галимьянова

Я рада что Вам понравилась статья. Спасибо.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение